История йоги Айенгара

Йога подобна музыке. Ритм тела, мелодия ума и гармония души творят симфонию жизни.

Б.К.С. Айенгар

В 1935 году на юге Индии шестнадцатилетний Б.К.С. Айенгар, выходец из бедной брахманской семьи, начал учиться йоге у мужа своей сестры, Т. Кришнамачара, в школе йоги, созданной под патронажем Махараджи Майсора. Нищий, вечно болеющий и голодный юноша, Айенгар поначалу занимался йогой чисто механически, испытывая невыносимые муки от боли во всем теле. Тем не менее, очень быстро, за несколько месяцев, оказалось, что никто не может выполнять асаны (позы) с таким совершенством, как он. Уже в 1937 году учитель разрешил ему преподавать йогу, и он переехал в Пуну, город неподалеку от Бомбея.

Дерево традиции неожиданно быстро стало приносить плоды... Это было очень давно, еще при англичанах. В то время это учение в Индии было мало кому интересно. Учителей практически не было. Шри Т. Кришнамачар, например, обучался йоге в Тибете. Сначала под натиском воли Аейнгара отступили болезни, потом, через сколько-то лет - нищета. Ну а йога, как здоровый живой язык на устах своего носителя росла и развивалась.

По много часов проверяя воздействие каждой позы, дыхательного упражнения на самом себе, Айенгар разработал иерархию и последовательность их введения в курс занятий, а также специальные программы для лечения  заболеваний, став крупнейшим экспертом в области йогатерапии; придумал хитроумные приспособления, которые позволили заниматься практикой людям с куда менее совершенными телами, чем его собственное.

Сейчас становится очевидней, что у йоги Айенгара складывается счастливая земная судьба. Больше и больше людей получают от занятий реальную пользу. Они дают современному человеку свободу:

  • стимулируя к работе над собой;

  • к изучению себя;

  • она не манипулирует сознанием или волей;

  • не действует системой запретов.

Занимаясь йогой, мы свободны в выборе религии. Вегетарианская диета приветствуется, но только в том случае, если организм сам отказывается от животной пищи. Здоровый образ жизни утверждается как бы сам по себе, не выдергивая человека из контекста повседневности, не отрывая от семьи и традиционных ценностей.

Йога Айенгара - это прежде всего уравнивание (по-английски alignment):

  • поступательное движение к гармонии тела и ума через равномерное неагрессивное вытяжение одних частей тела и расслабления других; 

  • управление дыханием; 

  • осознание присутствия ума во всем своем существе, будь то ступни, почки или мозг; 

  • внимание к малейшим искривлениям в теле или движениях дыхания.

Через уравнивание физического начинает формироваться гармония в области физиологии и, в конечном счете, постепенно очищается, уравнивается весь организм, от кожи до мельчайших клеток. Поскольку, по искреннему мнению Б.К.С. Айенгара, в принципе невозможно провести четкой границы между телом и умом, отделить анатомию от физиологии, физиологию от психологии, ум от рассудка, а рассудок - от души, все в человеке переплетено и взаимосвязано, то, уравнивая хотя бы положение ступней, мы уже приступаем к работе с собственным сознанием. В этом - красота и сила йоги. Мягко изменяя себя, становясь здоровыми и доброжелательными, мы не только растем духовно, но меняем к лучшему окружающий мир.

Если говорить конкретнее и взять в качестве примера обычного человека средних лет, который может посвятить йоге тридцать-сорок минут в день, то налицо следующее:

  • йога поможет улучшить общее самочувствие;

  • вернет подвижность суставов; 

  • снимет или приостановит развитие искривлений позвоночника различной природы;

  • нормализует кровяное давление, пищеварение;

  • укрепит иммунную систему;

  • поднимет жизненный тонус;

  • переборет депрессивные состояния, усталость, нервную возбудимость;

  • станет незаменимым другом в борьбе с каждодневными стрессами.

Существует большое количество специальных комплексов: от головной боли, усталости, при простуде, и т.п. По особой программе следует заниматься женщинам во время беременности или после родов, при менструациях.

Хотя йогой может заниматься любой, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, в особых случаях противопоказаны некоторые асаны. Поэтому заниматься необходимо под руководством опытного преподавателя, а если его нет - по книгам Б.К.С. Айенгара.В 1965 году он закончил труд над книгой "Light on Yoga" (в русском переводе "Прояснение Йоги") - букварем и сводом асан, самым энциклопедически полным трудом по йоге за всю современную историю. В 1975 в Пуне открылся Институт Йоги памяти Рамамани Айенгар, супруги и верного помощника Б.К.С. Айенгара, где он сам вместе с детьми практиковал, помогал больным и беспрерывно совершенствует личную практику. В 1981 издана книга "Light on Pranayama" ("Свет на Пранаяму") - первая книга, по которой можно заниматься дыхательными упражнениями, не боясь повредить своему здоровью (Б.К.С. Айенгар всегда говорит, что лучше хорошая книга, чем плохой учитель. Но только книга должна быть действительно хорошей). В 1993 году издана книга "Light on the Yoga Sutras of Patanjali" ("Свет на Йога Сутры Патанджали"), кропотливый перевод и комментарии к самому древнему тексту по йоге.